8 (9510) 94-52-44
8 (8422) 96-28-28
8 (9603) 65-13-21

Мелкая моторика

Вспомните, в устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-воровка…». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Что же делать? Как помочь нашим детям?

Существуют приятные и увлекательные способы обеспечить развитие мелкой моторики, а значит, избежать множество неприятных моментов в будущей школьной жизни вашего малыша.

  • Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
  • С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
  • Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
  • Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
  • Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
  • Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
  • Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.
  • И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

Упражнение «Дождик».

Вышел дождик на прогулку.
Он бежит по переулку,
Барабанит по окошку,
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу город мокрым стал.
Дождик кончился. Устал. 
 Шагаем пальчиками обеих рук по столу.
На каждую строку загибаем на обеих руках пальцы, начиная с больших.
Встряхиваем ладонями, как будто отряхиваем их от воды.
Кладем ладони на стол

Упражнение «Грибы».

На поляне- толстячок.
Белый гриб-боровичок.
А под ним, дрожа немножко,
Подняла улитка рожки.

Правая рука сжата в кулак и поднята перед собой.
Ладонь левой руки накрывает кулак правой.
Левая рука остается, правую убираем.
Указательный и средний пальцы правой руки подняты, большой палец придерживает остальные, можно слегка повращать рукой.

 Упражнение «Овощи».

Словно красный светофор
В огороде помидор.
И зеленый огурец-
Очень длинный молодец!
С грядки мы умеем ловко
Дергать рыжую морковку.

Развести полукругом пальцы обеих рук и соединить одноименные пальцы (помидор)

 Развести руки с стороны, показать длину воображаемого огурца.

 Пальцы каждой руки собраны в щепоть, поочередно поднимаем руки – «дергаем морковку»

Упражнение «Фрукты».

Я не бью баклуши-

Собираю груши!

Яблоки сорву-

Друга позову.

Чищу я банан-

Другу тоже дам!

Левая рука полукругом перед грудью-«корзина», правая-«рвет груши с дерева и кладет в корзину»

Смена рук.

Левая рука «держит банан», правая-«чистит»

Упражнение «Игрушки»

Я с игрушками играю:

Мячик я тебе бросаю,

Пирамидку собираю,

Грузовик везде катаю.

Руки перед собой, сжимаем- разжимаем пальцы обеих рук.

Протягиваем руки вперед-«бросаем мяч»

Прямые кисти ладонями вниз поочередно кладем друг на друга несколько раз.

Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки- «катаем машинку»

Упражнение «Одежда»

Мы наденем шапки,

Шарфики, перчатки.

Можем мы немножко застегнуть застежки,

Обувать на ножки

Яркие застежки.

Показываем на голову, шею и руки.

Левая рука на животе, правая движется от живота к шее-«Застегиваем молнию»

Показываем на ноги

Упражнение «Транспорт»

Вот на небе самолёт

Отправляется в полёт.

Вот кораблик поплывёт,

Носом волны разведёт.

А до самого порога

Для машин идет дорога.

 

Прямая кисть взлетает «вверх»

Одноименные пальцы, кроме больших, соединены подушечками, протягиваем руки вперед.

Руки перед собой сжаты в кулаки и движутся по кругу-«крутим руль»

Упражнение «Дружные ребята».

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять…

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы закончили считать.

 

Пальцы ритмично соединяются в замок и разъединяются.

Одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.

Поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т.д.

Одновременное касание подушечками пальцев двух рук.

Поочередное касание

Кисти рук опустить вниз, встряхнуть.

 

Яндекс.Метрика